Телефон 8(3522) 43-04-06
Адрес МБОУ г.Кургана "СОШ №17", 640014 Курганская область, г. Курган,ул. Московская, 26
E-mail zavuch172016@yandex.ru

МБОУ г.Кургана 

"Средняя общеобразовательная школа №17" 

официальный сайт 

МБОУ г.Кургана 

"Средняя общеобразовательная школа №17" 

официальный сайт

МБОУ г.Кургана 

"Средняя общеобразовательная школа №17" 

официальный сайт

МБОУ г.Кургана 

"Средняя общеобразовательная школа №17" 

официальный сайт

МБОУ г.Кургана 

"Средняя общеобразовательная школа №17" 

официальный сайт

МБОУ г.Кургана 

"Средняя общеобразовательная школа №17" 

официальный сайт

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ КОНДРАТЬЕВОЙ НАДЕЖДЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
 
Описание изображения

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ


«Где не хватает слов, говорит музыка».
Г. Х. Андерсен
Уже ни для кого не является открытием, что современная школа готовит детей к жизни в мире, который стремительно меняется и поэтому ребенка мы должны снабдить не просто багажом базовых знаний, но и развить у него компетенции, позволяющие адаптироваться к миру и достигать при этом своих личных целей.
Мы с тревогой наблюдаем как современные дети стремительно теряют способности к высшим эмоциям, к чувству стыда, сострадания, совести, сочувствия, деликатности, что является свидетельством недоразвитости эмоционального интеллекта.
Музыка – это уникальный предмет, способный оказывать влияние на развитие эмоций.
Сегодняшние дети, с одной стороны, мгновенно осваивают цифровое пространство, а с другой стороны демонстрируют невежество в области культуры; с одной стороны, учитель и программа ориентированы на академическую музыку, с другой, интерес детей направлен на альтернативную музыку. Дети отгораживаются от ценностей, которые предлагает программа, но при этом находят свои смыслы, о которых на уроках практически не говорится.
Концепция музыкального воспитания призывает развивать музыкально-образное мышление, учит разбираться в закономерностях искусства, связывать с жизнью. Но у нас на все это - всего 40 минут в неделю и массовый противовес в виде медиа культуры.
Главная задача каждого педагога – учить детей. Я, как и любой учитель, заинтересована в том, чтобы увлечь учеников своим предметом. Музыка – это особый урок. Ребенок попадает на нем в мир звуков. Под звуки музыки он двигается, поет, рисует, играет, расслабляется, заряжается энергией. Дети на уроке музыки с удовольствием не только выполняют то, что предлагает учитель, но и проявляют свою инициативу в творчестве.
Уроки музыки в школе – это незаменимая основа эстетической социализации личности: общительность, толерантность, патриотизм, позитивность, дружелюбие. Все эти качества развиваются волшебной силой музыки, коллективными обсуждениями. Уроки музыки призваны сыграть немалую роль в творческом и общем развитии личности. Они не только оснащают человека знаниями, умениями и навыками в локальной сфере – музыке, но и закладывают основы социализации личностной.
Самое распространенное определение понятия «социализация» дает Российская педагогическая энциклопедия. Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Иными словами - это непрерывный процесс становления и развития личности через освоение человеком материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений. Социализация в рамках образования ориентирует на различные виды деятельности, способствующие социальной адаптации, личностному становлению и вхождению в систему социально-значимых отношений. Такие социализирующие механизмы потенциально содержатся в общем музыкальном образовании. Музыка имеет глубокий ценностный потенциал и обладает социализирующими свойствами. Через воздействие на эмоционально-чувственную сферу она влияет не только на процесс эстетического и духовно-нравственного воспитания, культуру чувств, но и на социокультурную адаптацию и развитие (Приложение 1).
Тема представляемого опыта: «Эстетическая социализация и творческое развитие личности школьника на уроках музыки»
Цель: создание среды для формирования эмоциональной, духовной и интеллектуально развитой личности.
Задачи:
1. Сформировать банк приемов, форм, методов восприятия музыки;
2. Создать условия для повышения познавательной активности на уроках музыки;
3. Спроектировать пространство самореализации детей.
В основе пускового механизма деятельности лежит мотивация и три ключевых вопроса:
• Зачем мне это нужно?
• Как я могу это сделать?
• Где я могу это применить?
Поэтому моя задача сделать уроки музыки познавательными, интересными, наполненными эстетическими переживаниями, проблемными размышлениями. Важно заинтересовать ребенка информацией, преподнести не просто материал по теме урока, а перемешать его с необычными фактами, удивляющими, заставляющими задуматься.
Например, при освоении понятия «лад», я пользуюсь импровизацией, основанной на принципе «ролевой игры»: предлагаю взглянуть на одно и то же явление глазами человека, находящегося в разных эмоциональных ситуациях. Дети на примере этого задания раскрывают взаимосвязь между внутренним и внешним миром. Графическое, цветовое моделирование музыки отвечает специфике музыки как вида искусства и особенностям восприятия младших школьников. Выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям (Приложение 2).
Объектами словесного рисования являются описания природы, внешнего облика персонажа в программных музыкальных произведениях. Создавая эмоциональную драматургию урока, я «провоцирую» ситуацию выбора между личными духовными стремлениями ученика и музыкой. Нужно научиться слушать себя, музыку в себе. Поскольку одним из видов музыкальной деятельности на уроке музыки является пение, то для усвоения средств выразительности я прибегаю к методу варьирования мелодии: учу одни и те же напевы пропевать решительно, мягко, задумчиво, что требует соответствующего исполнения темы, динамики, звукоизвлечения. Подобные вариативные творческие задания я предлагаю и в таких видах деятельности, как слушание, сочинение, исполнение.
Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали обучению и социализации, я применяю их в проблемной форме, создаю поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Считаю, что разговор о музыке не должен подменять музыку.
Ребенок с раннего детства заслышав музыку, сразу начинает двигаться. На своих уроках я даю возможность ученику выразить свое восприятие музыки через пластичные движения, пластические этюды, пластическое интонирование (Приложение 3).
Исполнительская деятельность как разновидность творчества я реализую музицированием – игрой на шумовых ударных инструментах, простейшим, состоящим хотя бы из двух-трех созвучий, аккомпанементом на фортепиано (Приложение 4).
Ребусы, кроссворды на музыкальном материале – тот вид деятельности, где творчество близко соприкасается с игрой и даже переходит в игру, что характерно для детского возраста. Ребус, кроссворд я использую для развития воображения, остроумия, находчивости и других важных для ребенка личностных свойств (Приложение 5)
При завершении изучения курса «Музыка» на основе проектно-исследовательской деятельности мои ученики выполняют зачётные работы. На выбор предлагаю несколько различных форм, тем проектов и исследований на интересующую тему, например:
а) практико-информационный проект - изготовление фотоальбома, буклета, учебного пособия, аудиоальбома, видеофильма, газеты, мультимедийного диска на музыкальную тему. Примеры темы: «Музыкальная жизнь нашей школы» - с использованием фотографий, газетных вырезок, интервью, репортажей; «Музыкальный словарь» в форме книги, буклета; «Музыкальный корреспондент» (репортаж, интервью с места музыкального события).
б) творческий - изготовление макетов, музыкального инструментария с последующим представлением на школьной выставке, применением на уроках; сольное музыкальное выступление на школьном, сельском уровнях; проявление музыкально-литературного творчества (эссе, поэзия, сочинение, проект музыкально-литературного альбома);
в) игровой (ролевой) – подготовка и проведение беседы на музыкальную тему для определённой аудитории, викторины, музыкального вечера (побывать в роли учителя, организатора, ведущего, постановщика, артиста). Например: «Музыкальная гостиная», «Музыкальная коллекция», «Музыкальная машина времени».
Выполненные работы презентуются на итоговых уроках музыки (Приложение 6).
Хоровое искусство – это мощный элемент эстетической социализации. Мой любимый метод работы на уроке – хоровое пение. Я получаю истинное удовольствие, когда вижу, как дети раскрываются во время пения, как начинают гореть их глаза, если у них все получается. Всем детям, начиная с первого класса, я обязательно говорю о том, что нет людей без музыкального слуха, петь умеют все, просто у кого-то слух к музыке еще спит, но мы обязательно его разбудим. Некоторые ученики сначала улыбаются, глядя друг на друга, смущаются, но затем, видя, что их одноклассники поют, начинают присоединяться к работе. И вот, в конце урока, это уже уверенный, крепкий хор, стоящий в два ряда. Я часто повторяю ученикам: «Вот теперь из третьего (четвертого, пятого или любого другого) класса вы превращаетесь в хор. А хор – это единое целое, один организм, живущий пением. Нет больше Миши, Насти, Кати. Есть один хор третьего класса. И если хоть один из вас перестанет стараться, то на всем хоре это обязательно отразится». И вот уже смотришь, самые стеснительные и замкнутые выпрямляют спину, поднимают смело голову. Заядлые хулиганы и двоечники перестают кривляться и со всей ответственностью начинают работать вместе со всеми. Ребята, боясь подвести друг друга, стараются изо всех сил. И уже неважно, кто друзья, а кто враги, кто с кем подрался и кто кого обидел. Они все стоят плечом к плечу и старательно пропевают слова. После выступления на импровизированной сцене (у доски) ребята садятся на свои места и аплодируют себе. Они очень любят такие моменты и на их лицах видна гордость за общее дело. Перед началом урока дети часто задают вопрос, что мы сегодня будем петь. Пение для них является не только способом самореализации, но и стимулом к теоретической работе. Они заинтересованы в том, чтобы усвоить тему урока, ответить на вопросы и перейти к практике (Приложение 7).
Был в моей работе опыт проведения конкурса «Битва хоров». По телевидению как раз была очень популярна одноименная передача. И такой конкурс был актуален. Я загорелась идеей создать в итоге большой школьный хор. Администрация мою идею поддержала, и началась работа. Тематика нашего конкурса была военной. Ребята с классными руководителями подобрали песни о войне. Общими силами создавали декорации, костюмы. Отрабатывали артикуляцию, артистизм, интонацию. Получились не просто песни, а настоящие театральные постановки. Песни были настолько разными, что у жюри шли споры о том, кто достоин первого места. Все были лучшими. Одни пели трогательно, до слез, до мурашек. Другие очень задорно, с присущим советскому народу оптимизмом и верой в победу. По окончании конкурса состоялась торжественная линейка награждения победителей, отмечены были все. В финале линейки всей школой исполнили песню «Вставай, страна огромная». Это было незабываемо. Все были в восторге – дети, родители, учителя. Хотелось, чтобы при каждой школе был создан хор, который своим примером будет показывать дружбу и единение.
Таким образом, для творчества не нужно изыскивать дополнительное время. Творчеством должен быть пронизан весь урок, все, что делается на уроке. Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни (Приложение 8).